Казахстанские проектные компании войдут в СРО

Эксклюзив

Председатель Правления Профессионального объединения аккредитованных экспертных организаций «Палата экспертных организаций» Ережепов Б.Б.

В настоящее время участников проектно-строительного рынка волнует переход в разряд саморегулируемых организаций (далее – СРО). На связанные с этой темой вопросы ответил Ережепов Б.Б., Председатель Правления Профессионального объединения аккредитованных экспертных организаций «Палата экспертных организаций», Почетный архитектор РК, Почетный строитель РК, Член-корреспондент национальной инженерной академии РК.

Ранее участниками проектно-строительного рынкабыла затронута инициатива по развитию идеи перехода отрасли в саморегулирование. В ходе встречи с представителями Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК в ноябре этого года в городе Алматы отмечалось, что «на опыте зарубежных стран модель саморегулируемой организации действует весьма показательно и во многом положительно влияет на процессы регулирования сферы строительства. Участниками встречи было отмечено, что, учитывая особенности и нюансы развития отечественного проектно-строительного рынка, его участники также движутся к повышению эффективности и улучшению своей деятельности и прорабатывают варианты развития такой модели СРО в рамках различных сфер деятельности в строительной отрасли».

По следам этой встречи состоялось интервью, вопросы которого задал первый руководитель проектной компании DNT Игорь Зюзько. Так как «Палата экспертных организаций» уже довольно продолжительное время движется к СРО, наиболее компетентное экспертное видение в этой области мы находим у Председателя Правления Профессионального объединения аккредитованных экспертных организаций.

— Уважаемый Бирлик Бекмурзаевич, насколько правильно будет для казахстанского рынка идти в направлении развития СРО?

— Сфера проведения комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства подлежит государственному регулированию согласно Закону РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан».

Аттестация экспертов, аккредитация экспертных организаций, утверждение нормативных правовых актов по организации проведения экспертизы проектов, осуществления контроля за соблюдением требований законодательства, а также привлечения к ответственности проводятся в настоящее время исключительно государством в лице соответствующих государственных органов.

Однако, как показывает правоприменительная практика, существуют пробелы и коллизии в законодательстве РК, что приводит к несовершенству процедуры аккредитации, низкому качеству аттестации, методология проведения экспертизы проектов не отображает современную действительность, действующая система контроля не позволяет своевременно выявить недобросовестных субъектов. Действующая практика экспертизы проектов свидетельствуют о необходимости проведения реформирования экспертной деятельности в соответствии с лучшим зарубежным опытом.

В нашей стране в сфере строительства функционируют различные ассоциации и объединения, которые могут в будущем получить статус саморегулируемых организаций, к примеру ассоциация строительных компаний, ассоциация проектных организаций, ассоциация инжиниринговых компаний. Сейчас данные ассоциации объединяют на добровольной основе определенную часть субъектов строительного рынка. Но, следует учитывать, еще много компаний не состоят в членстве в профессиональных объединениях. И если деятельность членов ассоциаций еще как-то можно мониторить, так называемые «свободные» компании остаются без контроля, как со стороны государства, так и профессионального сообщества.

Уполномоченный государственный орган, выдавая разрешительный документ на деятельность, выпускает их в рынок, свободное плавание, при этом не осуществляет в дальнейшем пост-контроль, что приводит к злоупотреблениям и нарушениям законодательства с их стороны, а также низкому качеству работ, услуг и коррупционным рискам.

Кроме того, необходимо отметить непрозрачность процедур лицензирования и аккредитации юридических лиц и недостаточную квалификацию специалистов после аттестации и в целом низкий уровень профессионального уровня организаций.

В развитых зарубежных странах эту проблему уже давно решили, и отдали контроль в «руки» профессиональных организаций, основанных на обязательном членстве (палат, ассоциаций). Считаем, что и Казахстану тоже необходимо пойти по такому пути.

Переход в саморегулирование позволит снизить бюджетные расходы, сократить этапы допуска к осуществлению предпринимательской и профессиональной деятельности, появится обязательства по возмещению ущерба, нанесенного потребителям услуг, будет развит институт досудебного регулирования, контроль за деятельностью членов СРО будет организован более профессионально и оперативно, что позволит повысить уровень качество работ и максимально будут исключаться коррупционные риски.

— Как должно быть в идеале в модели развития СРО?

— По нашему мнению, СРО должно быть «единое» в определенной сфере деятельности, например единое СРО по СМР, единое СРО проектировщиков и т.п. То есть, в строительной отрасли не будет одно единственное СРО, объединяющее все сферы профессиональной деятельности от строителей до проектировщиков и технического надзора.

Как уже было сказано выше в сфере строительства функционируют различные бизнес-ассоциации, но здесь возникает вопрос, на базе какой НПО будет создано Единое СРО, какой из существующих ассоциаций передать государственные функции? По факту, все ассоциации и субъекты строительного рынка самостоятельные, независимые организации со своими целями, своей стратегией и зачастую конкурирующие между собой.

Поэтому необходимо, чтобы все эти организации нашли взаимопонимание, сформулировали общие цели в предпринимательской и профессиональной деятельности и объединились в самодостаточные СРО с независимым руководством, системой управления и принятия решений, которым будут переданы государственные функции лицензирования, аккредитации и аттестации, ведения реестров и контроля за деятельностью членов СРО.

— Какие трудности в связи с переходом на СРО возникнут?

— Работа по введению саморегулирования в сфере экспертизы проектов строительства находится на заключительном этапе, подготовка к ней шла на протяжении 4 лет, пока не сформулировали общие подходы, цели и задачи с уполномоченным госорганом и профессиональным сообществом. Сложным вопросом было решение по поиску оптимальной модели имущественной ответственности членов СРО перед заказчиками работ. Согласно концепции законопроекта, саморегулирование будет строиться на базе единого профессионального объединения, с обязательным страхованием имущественной ответственности. Палата уже зарекомендовало себя в качестве самостоятельного профессионального объединения и практически готово к переходу в саморегулирование.

Требования законодательства о саморегулировании при переходе сфер проектирования и строительно-монтажных работ можно учесть в полном объеме, однако у вновь создающихся СРО могут возникнут трудности по определению имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед заказчиками и потребителями работ и услуг.

В Казахстане отсутствует опыт саморегулирования в сфере строительства, законодательно механизмы имущественной ответственности не отрегулированы, не определены конкретные требования по созданию компенсационного фонда и других форм имущественной ответственности, не утверждены методики расчета взносов в компенсационный фонд, а также страховых сумм и премий. В связи с чем, необходимо детально изучать практику зарубежных стран и других аналогичных сфер в Казахстане, где применяются способы имущественной ответственности.

Переход экспертной деятельности в саморегулирование проводится впервые в строительной отрасли и, по сути, выступает в качестве пилотного проекта, на основе опыта которой может быть введено саморегулирование и в других сферах строительства.

— Как преодолевались эти трудности на опыте известных стран?

— В процессе работы, нами был проанализирован опыт саморегулирования в строительной сфере в Германии, Испании, Чехии, Словакии, Польши, России и других развитых странах , у каждой их них есть своя определенная специфика и нюансы, которые можно применить в наших условиях. На практических семинарах и конференциях в этих странах члены Палаты экспертных организаций ознакомились с вопросами введения саморегулирования, страхования профессиональной ответственности, лицензирования и аттестации, повышения квалификации специалистов, контроля за деятельностью членов СРО. Кроме того, необходимо учитывать определенные аспекты, присущие разным сферам деятельности в строительной отрасли. Но, все зарубежные системы саморегулирования объединяют единые требования — профессиональная деятельность должна регулироваться организованным профессиональным сообществом самостоятельно и функционирование единого СРО в определенной сфере строительной деятельности с обязательным членством и страхованием имущественной ответственности.

— Какие рекомендации от Вас для операторов рынка прозвучат в разрезе этой темы?

— В первую очередь, четко для себя определить, для чего нужно саморегулирование, какой результат ожидается; готово ли профессиональное сообщество взять государственные функции и нести законодательную ответственность за них.

— Благодарим Вас, Бирлик Бекмурзаевич, за это важное для всех участников проектно-строительной отрасли интервью и за подробные ответы с развернутыми комментариями!

Добавить комментарий

Call Now Button