Панельки в северном лесу, или реновация по-фински

Если Норвегия может позволить себе строить Осло с нуля, в Финляндии ситуация сложнее. Уровень строительства жилья сегодня принципиально отличается от того, что делалось раньше. Тем не менее, старые дома не уходят полностью под снос, но требуют продуманной и качественной реновации.

Финляндия, в которой хочется жить

Сам Хельсинки можно увидеть, конечно, по-разному: город – удивительный и разный, исторический и модернистский.

Через призму последних норм рассмотрим новый жилой район в столице Финляндии. Яткасаари в Хельсинки построен по последнему слову градостроительства. Изначально была налажена транспортная инфраструктура, а затем уже проектировался район. О спланированном проектировочном сценарии свидетельствуют ярко-оранжевый пешеходный мост над широкой улицей с трамвайной линией и велодорожка между пешеходной и автомобильной зонами.

Плотная смешанная застройка из разноцветных жилых домов разной архитектуры напоминает норвежский Баркод. В хорошем районе должно быть много недвижимости разных типов. Вперемешку с высотными домами стоят и таунхаусы. Двухэтажный многоквартирный дом с отдельными входами на этажи и подземной парковкой напоминает мотель, однако чистота и порядок подтверждают, что здание построено явно для постоянных жильцов. Повсюду разные балконы, террасы, лоджии, мансарды. Квартиры могут быть в несколько уровней. Фасады всех домов индивидуальны, оформлены разными материалами.

На крышах некоторых домов есть солнечные панели. На первых этажах имеются общие прачечные с большими профессиональными стиральными машинами. В некоторых домах есть и такие общие площади, как столовая, библиотека, кинотеатр. Дома жители убирают самостоятельно и даже профессионально, пройдя спецподготовку по уборке.

Плотность застройки при качественной и разнообразной архитектуре – это плюс для города и бизнеса. Содержание территорий при плотной застройке выгоднее, чем огромные пространства, обеспечение порядка которых имеет намного большие затраты и трудности.

Во дворах применены малые архитектурные формы – необычные скульптуры из камня, оригинальные комплексы скамеек.

Зимой от обледенения для пешеходных зон используется соль, галька и гравий. Весной в так называемый в Финляндии сезон пыли уборочные машины будут собирать разбросанный материал. Есть специальные сенсорные датчики для отслеживания состояния воздуха и наличия мелкой пыли. Данные сенсоров поступают в приложение-навигатор, и пилот предлагает пользователю-пешеходу чистый маршрут для прогулки или похода в магазин.

Выходы из жилых домов расположены через подземные пневматические мусоропроводы, люки которых оригинально оформлены разными цветами скорее всего с целью разделения отходов для дальнейшей переработки. Система налажена таким образом, что мусор бросают в провод, он уходит под землю и пневмосистема несет за пределы города мусор со скоростью 70 км/час. Кстати, иностранец может даже не знать, что это мусоропровод. Доступ к системе утилизации имеют только жильцы с индивидуальными ID, при этом налажена и система приватности: жильцы не хотят, чтобы муниципалитет знал, чего и сколько выбрасывает каждый. На эту тему была долгая дискуссия, которая привела к отключению хотя бы системы взвешивания мусора.

Другая важная особенность – автомобильных парковок между жилыми домами нет, так как налажена система электромобилей в аренду за 5 евро в час. Каждый дом имеет 2-3 электромобиля, систему электричества, бронирования. Большинство жителей не имеют автомобиль, так как полная инфраструктура для жизнеобеспечения в шаговой доступности, дети ходят в школу неподалеку, а взрослые работают рядом, есть магазины, аптеки. Кроме того, есть общественный транспорт. Соответственно, ни у кого нет особой потребности задерживать электромобиль. Таким образом, проблем с передвижением как таковых не возникает.

По мнению экспертов, будущее именно за такими районами, но никак не за небоскребами-муравейниками. Более того, нормы строительства во всем мире будут меняться, и тогда страны, города которых имеют муравейники, столкнутся с новой проблемой. Строительство по новым нормам улучшенных районов с плотной разношерстной архитектурой приведет к снижению ликвидности муравейников и ухудшению их социального положения.

Прогноз для постсоветских территорий таков, что советская двух- и трехэтажная недвижимость с зелеными островами еще продержится, а вот новостройки снизятся в цене, тем самым, теряя свою ценность. Особого пути у постсоветского пространства нет, решения задачи только два: правильный и неправильный. Но об этом, позже – на примере инновации в России.

О самой реновации по-фински

В одних жилых районах парковки для велосипедов выглядят как крытые домики на входах в дома, которые имеют одинаковое остекление балконов и чистые фасады. В других, построенных в 70-е ХХ века районах те же парковки расположены в отдалении и сгруппированы в однотипные крытые гаражи, дома не имеют благоустройства, инфраструктуры как таковой нет, район окружен дорогами с автобусными остановками и пустырями. Домофонов нигде нет, жители пользуются кодовыми замками. Такие районы современные финны не считают лучшим достижением градостроительства.

Панельные микрорайонные бумы массово шли с середины ХХ века по всей Европе. Это не могло не оставить того следа, искоренить который сегодня полностью и сразу пока не под силу даже финнам, которые любят во всем чистоту, порядок и уют.

Проблема заселения городов в любой стране мира может решаться только двумя путями: реновация старого жилья с развитием инфраструктуры и формирование новых районов с массовым переселением жителей. При этом жилье, прошедшее реновацию, в странах Европы, как правило, сдается мигрантам и считается неликвидным и менее благополучным по социальному статусу, а коренные жители остаются в улучшенных новых районах с качественной застройкой и современным стилем жизни.

Панельные дома в Хельсинки напоминают простые советские пятиэтажки. Ландшафт спальных районов напоминает либо северный лес, переходящий в аккуратный газон перед отдельными входами на первых этажах домов, либо карельские скалы с березами и валунами, лишайником и мхом. Спальник в национальном парке – пейзаж, внушающий, конечно, спокойствие.

Уличное освещение проведено так, что все электропровода надежно скрыты под землей. Сами фонари некрупные: хотя это требует частой установки для освещения пешеходных зон, при этом они не светят в окна жилых домов и, следовательно, не слепят, не мешают жителям дома.

Также предусмотрены оригинальные площадки для досуга взрослых и детей. Цельные и закрытые мусорные баки также способствуют улучшению экологии района.

Автомобильные парковки на ландшафте вынесены отдельно: нет парковок под окнами. Покрытие парковок, тропинок и дорог состоит из специальной гранитной крошки, равномерно распределенной на земле и выполняющей роль дренажа для отвода влаги в землю. Это природное покрытие выгоднее асфальта, который при нагреве цепляет вредные пары. Единственное – необходимо постоянно следить за покрытием, чтобы земля не оголилась, в таких случаях покрытие нужно досыпать и утрамбовывать. Благодаря этому, нет глины, грязи, даже если идут дожди. В зимний период трудно расчищать дороги от снега, но и это решаемо.

Строительство в Яткасаари, Хельсинки
Новое здание в Яткасаари, Хельсинки
Реновация в Хельсинки

Автомобильное шоссе отнесено дальше от спального района в целях соблюдения безопасности и спокойствия. В Хельсинки дорога и улица понятия раздельные: пешеходы и машины непосредственно на шоссе не пересекаются. Пересечься проезжая часть и пешеходные зоны могут только по верху или по низу: как результат машины и пешеходы постоянно движутся независимо друг от друга. Также чтобы не смешивать движение парковки строились не повсеместно и, как правило, в тупиках, чтобы люди передвигались по району преимущественно пешком.

Со слов мигрантов, работающих в Хельсинки, спрос на квартиры очень высокий: квартиру на съем приходят смотреть одновременно десятки человек. Количество кандидатов на аренду жилья может быть до 50 человек за один осмотр. У каждого с собой должен быть документ, свидетельствующий его основные персональные данные, дата въезда в страну, тип контракта, лицо-гарант, объем дохода. На основании этих данных арендодатель сам выбирает квартиросъемщика и сдает жилье через агентство. Осенью много приезжих студентов и рабочих.

При этом жилье не просторное – в центре города от 8 квадратов до 80 квадратов. В основном это квартиры-студии. Стоимость аренды можно снизить за счет того, чтобы выбрать квартиру в доме, который проходит реновацию: основания для такой скидки – постоянный шум идущего ремонта, временные неудобства и отсутствие вида из окна. Во всех домах есть общие сауны с определенным графиком работы.

Стоимость покупки такого жилья в столице Финляндии практически, как в Лондоне, Париже или Милане, – от 200 тысяч евро.

При этом районы для мигрантов в других странах Европы, в отличие от Финляндии, оставляют желать лучшего. В Хельсинки такие районы намного чище, аккуратнее и выглядят как вполне благополучный спальный район.

Фасады домов приводятся в порядок муниципалитетом. Старые фасады утепляют и улучшают их внешний вид. Пятиэтажки достраивают, превращая их в дома высотой в 7 этажей. Практически половина домов Хельсинки постоянно находятся на разных этапах реновации.

Финляндия потрясает и восхищает своим разумным и правильным отношением ко всему, особой любовью к порядку. Есть много подходов и методов, которые действительно имеет смысл заимствовать в будущем. Остается лишь ожидать изменений норм градостроительства в сторону их современного понимания и применения.

Добавить комментарий

Call Now Button