Голландский творческий квест

Голландская архитектура сыграла важную роль в международном дискурсе архитектуры в три эпохи. Это период разгара голландской империи в 17 веке, эпоха модернизма в 20-м веке, и третий, текущий, этап – время современных голландских архитекторов, которые добиваются глобального престижа.

В целом и кратко об архитектуре Нидерландов – на примере столицы в месте слияния рек Эй и Амстел. А голландская реновация реанимировала историю старинных зданий, трансформировав их в совершенно новые по своему функционалу и потому уникальные общественные пространства.

Реновация по-голландски

Историческое наследие, а точнее все, что мы и видим вокруг, воспринимается, как правило, с точки зрения будущего, а не прошлого. Сегодня причин сохранения старых построек больше. Основная из них – экологическая эффективность: если мы сносим здание, то теряем много ресурсов и энергии, которые вложили в постройку.

Другой аргумент в пользу сохранения наследия – экономический. Можно привлечь зарубежные инвестиции, повысить стоимость жилья вокруг, создать новые рабочие места.

Кроме того, исторические постройки сплачивают общество и улучшают психическое состояние людей за счет разнообразия ландшафта, решая, тем самым, текущие социальные задачи.

В 1970-е голландские города были обветшалыми; люди из них уезжали. До настоящего дня ситуация полностью изменилась: теперь все хотят здесь жить, работать и отдыхать. Историческое наследие использовано как средство для выхода из упадка. Цель была не столько законсервировать историю, сколько оживить города.

Так, образцом голландской реновации стала та самая знаменитая пятерка трансформеров.

Первым из них стоит представить микрогород, появившийся на месте завода.

Бывшая фабрика зубной пасты Prodent в Амерсфорте была последней индустриальной постройкой в промышленном районе недалеко от центра города. Инициатор редизайна, Schipper Bosch, стал искать партнеров среди местной администрации, потенциальных инвесторов и съемщиков.

Через три года в 2013-м совместная работа дала району второе дыхание: Новый город с многофункциональными постройками и фокусом на устойчивое развитие. Стоимость проекта неизвестна, так как сюда пришли не девелоперы за деньгами, а люди объединились для решения проблемы.

С ходом времени религиозное общество превратилось в светское, а храм монастыря – в книжный магазин.

Так, в прекратившем функционировать еще в 1983 году средневековом церковном храме Брурен доминиканского монастыря 15 века появился книжный магазин Waanders In de Broeren.

Семейная компания занималась издательством и торговлей книг с 1836 года в голландском городе Зволле. В небольших городах книжным магазинам сложно выживать.

План нового книжного, включая ресторан, выставочную площадку и зал для мероприятий, в здании церкви Waanders представила в 2005-м.

Идею реализовали за 8 лет к 2013 году. Воплощение проекта дизайна от BK Architects (Утрехт) обошелся всего в 5 млн евро.

Из жителей Роттердама никто не мог бы представить себе жилой дом на месте портового склада.

В прошлом веке в складской комплекс Йобсвем на реке Ньиве-Маас доставлялись грузы из колоний. Порт Ллойдпиер перенесли в 1980-х ближе к Северному морю. Другие здания разрушили, но Йобсвем остался по причине функционирования склада.

Через 20 лет комплекс стал пространством для крупнейшего в Нидерландах танцевального фестиваля, а позже – для представителей креативной индустрии. Старую крышу полностью заменили, а чтобы увеличить общее пространство и добавить свет в здание, дизайнеры создали три атриума.

Йобсвем стал иконой трансформации: если прежде государство отвечало за все изменения, то теперь оно создает условия. Чиновники не просто устанавливают правила и руководят, а выслушивают аргументы граждан, и помогают воплощать в жизнь их новые яркие идеи.

Дизайн выполнен местными компаниями MEI Architects и Wessel de Jonge Architects. Стоимость открывшегося в 2007 году проекта составила около 20 млн евро.

По стопам названных проектов преобразовали и трамвайное депо в развлекательно-студийный комплекс.

В начале 1900-х в центре Амстердама построили трамвайное депо в стиле архитектуры 19 века. В 1995 году власти задумались о редевелопменте.

В 2011-м комплекс продан созданной специально для редизайна депо и сдавшей комплекс уже в 2014 году Tramremise Ontwikkelingsmaatschappij (Строительная компания трамвайного депо) под руководством Андре ван Стигта.

В планировании также активно участвовали местные жители, предприниматели и арендаторы. Команда максимально оптимизировала расходы и снижала риски. Деньги собирались через краудфандинг, займы у кварталов под низкий процент и частные инвестиции с налоговыми послаблениями. Процесс реновации был прозрачным, так как подрядчик с самого начала участвовал в разработке, предлагал реально осуществимые решения и контролировал стоимость, которая составила 38 млн евро.

В итоге трамвайное депо адаптировали под множество новых функций: гостиницу, бары и рестораны, книжную библиотеку и библиотеку искусств, театр и творческие студии.

Необычным было то, что будущие съемщики помещений знали финансовые аспекты проекта, включая договоренности с другими арендаторами. Благодаря этому все участники процесса работали в одном информационном поле, что повысило лояльность и ответственность среди строителей, съемщиков и инвесторов.

Наконец, данью почтения голландским архитекторам и одновременно жемчужиной реновации в Нидерландах можно считать передовой факультет в памятнике архитектуры.

В 2008 году сгорело здание факультета архитектуры Делфтского технического университета. Студенты неделю учились во временном палаточном городке BK City. В августе того же года новым домом для факультета архитекторов и дизайнеров стало здание факультета химии, ранее принадлежавшее университету. Перед реновацией его пришлось выкупить у девелопера. Широкий коридор в переделанном корпусе стал главной улицей и местом встреч, а в новых пристройках-оранжереях от MVRDV разместились студия проектирования и лекционный зал.

Дизайн разделили между пятью командами: BK City Five: Braaksma & Roos (координация), Octatube (технический дизайн), Fokkema & Partners, Kossman.dejong, MVRDV (интерьер). Стоимость реновации – 54 млн евро на адаптацию под новое пользование и 12 млн на дальнейшее улучшение.

Для современной архитектуры Нидерландов примечательны различные формы, практичность, экологическая ориентация и оригинальность. Однако, самым важным и решающим фактором развития является выступление государства в роли клиента. Это оказывает особенно ценное влияние на архитектуру, предоставляя молодым архитекторам возможность экспериментировать в строительстве и расширении городов.

Архитектура «северной Венеции»

Так часто называют Амстердам. В отличие от Венеции здесь не было гондол, и водные пути использовались только для перевозки грузов. Архитектуру Амстердама невозможно представить без системы каналов, огромного числа лодок по их берегам и сохранившихся средневековых зданий. Сегодня здесь имеется 165 каналов общей протяженностью 75 км, через которые перекинуты около 1500 мостов.

В старые времена у домов не было номеров, поэтому на фасады вешали так называемый гевелстен. На фронтонную каменную плитку наносился рисунок, рассказывающий об имени, семье и профессии купца. Позже гевелстены стали размещать ниже – у двери.

До 17 века из-за налога на ширину фасада участки были небольшими (от 5,5 до 8,5 метров). Соответственно, лестничные проемы в них были очень узкими и такими крутыми, что на верхние этажи часто можно было подняться буквально ползком.

Со временем деревянные сваи высотой 11-18 метров под домами, стоящими в воде, были заменены на бетон.

Большинство старинных домов имеет выступающие балки наверху фронтона и окна с раскрывающимися ставнями, которые открывали, когда с помощью балки, блока и веревки груз надо было поднять на склад товар или осветить помещение. Для удобства при поднятии груза дома стали строить с наклоном в сторону канала. В таком случае дождь не портил деревянную отделку дома, а на фасаде оседало меньше пыли и копоти.

Иногда дома настолько наклоняли, что из стен дома выпадали кирпичи. Законом был принят максимальный наклон фасада – не более 25 миллиметров на каждый метр здания.

Фото 5. Уникальные кубические дома в Роттердаме

В начале XX века после почти 200-летней стагнации Амстердам возвращает себе прежнее место в торговле, также увеличивается численность городского населения. В садах на юге города построены большие жилые дома для преуспевающих граждан, а на западе и востоке – жилье для рабочих. Амстердамская архитектурная школа создала дешевое инновационное жилье, при оригинальной отделке которого использованы качественные и красивые композитные материалы, делая фасады интересными. Скромные, эстетически привлекательные и приятные на вид дома в Спаридаммербюрте и Де Дагераде доказывают, что даже дешевое жилье может быть нескучным и разнообразным.

Таким образом, архитектура Амстердама имеет свой стиль, благодаря которому создан неповторимый облик города.

Добавить комментарий

Call Now Button